«Водитель  самый опасный  узел  машины»  Лео Кампьон  ( французский  литератор).    

                                  Проблема автоалкоголизма, борьба с нарушением правил безопасности и эксплуатации транспортных средств, включающим административно-наказуемые и уголовно-наказуемые дорожно-транспортные происшествия, является одной из наиболее сложных и важных проблем, требующих постоянного внимания и принятия решений. Однако, не все принимаемые решения в части мер в этой области приносят положительный  результат. Данные статистики, к сожалению, не утешительны. Меры в области дорожного движения принимаются на законодательном уровне, а число дорожных происшествий и жертв растет. Эта проблема общества, безусловно, требует усиления ответственности каждого, кто садится за руль, и роли уголовного закона в предупреждении автотранспортных преступлений.

                1 июля 2015 года вступил в силу Федеральный закон  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения. А также в Уголовный кодекс Российской Федерации, в частности в статью, касающуюся нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Очередные изменения  ужесточили  уголовную ответственность за преступления, в области нарушения правил дорожного движения. Ужесточать наказание за преступления необходимо безоговорочно. В данном случае предложенное ужесточение наказания и ответственности за преступления, совершенные пьяными водителями на дорогах – необходимая мера для возможного сокращения подобных преступлений. Данные изменения были также вызваны большим количеством жертв на дорогах по вине пьяных водителей. Органы ГИБДД обнародовали статистику аварийности в стране за 2014 год. Так в период с января по декабрь прошлого года в стране было зафиксировано  199 720 аварий, в которых погибло 26,963 человека и 251,785 ранено.   При этом каждое тринадцатое ДТП в России было совершено водителем, находящемся в нетрезвом состоянии. Еще один пугающий показатель – каждое десятое ДТП на Южном Урале происходит по вине «синего» водителя .

             Ранее.

Напомним, что до июльских изменений за совершение ДТП, в которых пострадавшим причинен вред здоровью легкой или средней степени тяжести, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа или лишения права управления транспортным средством. Уголовная ответственность предусматривалась только за совершение ДТП, в результате которого наступают тяжкие последствия, в том числе смерть одного и более человек. При этом санкции в действующем законодательстве одинаковы как для водителей, находящихся в состоянии опьянения, так и для трезвых водителей.

            По мнению экспертов, принятие изменений в  УК  РФ позволит значительно снизить количество ДТП и тяжесть их последствий. В частности, уголовный кодекс  дополнен  новой статьей-264.1. Так теперь за управление автомобилем или другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо имеющим судимость за   нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств  лицом, находящимся в состоянии опьянения,  наступает уголовная ответственность.Санкция  новой статьи УК РФ предусматривает наказание  в виде штрафа  в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительных работ на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

               Каждый второй водитель, задержанный с характерным хмельным запахом, попадает под уголовную ответственность. Почему? Да потому что, согласно статистике ГИБДД, ровно половина пьяных автомобилистов является рецидивистами. Раньше они уже привлекались к административной ответственности за пьяное вождение. Теперь же шутки в сторону – в действие вступила   новая статья  УК РФ.

         Итак, бой с пьянством за рулем ведется сразу по нескольким фронтам: законотворцы принимают поправки, ужесточающие ответственность за алковождение.

             ГИБДД регулярно занимается поимкой и устранением с дорог таких социально опасных элементов. В последнем случае речь идет не только о каждодневной работе, но и о регулярно проводимых профилактических мероприятиях, рейдах и отработках группами нарядов ДПС.

                На сегодняшний день уже рассмотрено  5 уголовных  дел по  новой  статье УК РФ:

                   Так Б., будучи  ранее  подвергнутым административному наказанию в виде административного ареста на десять суток за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, заведомо зная, что водителю запрещено управлять транспортным средством в состоянии опьянения, умышленно, незаконно, в нарушение  ПДД РФ , управлял в состоянии опьянения ,  мотороллером , принадлежащим ему, не зарегистрированным в установленном порядке , и двигаясь по полевой дороге, не справившись с управлением , допустил опрокидывание мотороллера. После чего Б.   не выполнил законного требования сотрудника  ГИБДД ОМВД России по Переволоцкому району о прохождении медицинского освидетельствования  на состояние опьянения , что в соответствии с  УК РФ дает основание для признания его лицом, находящимся в состоянии опьянения.  Б.   признан виновным в  совершении преступления, ему назначено наказание в виде  лишения свободы сроком на 6(шесть) месяцев, с  лишением права заниматься определенной деятельностью в виде управления транспортными средствами на три года, с  отбыванием наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

               Четверо других «горе –водителей»   управляли транспортными средствами  в состоянии алкогольного опьянения, будучи  ранее,  подвергнутыми административному наказанию в виде административного штрафа  с лишением права управления транспортными средствами  на сроки от полутора до трех лет  , были остановлены сотрудниками  ГИБДД ОМВД России по Переволоцкому району, которыми был зафиксирован факт нахождения их в состоянии алкогольного опьянения. Все четверо были , признаны  виновными, им  назначены  наказания  в виде обязательных работ от 250 до  280  часов с лишением права заниматься определенной деятельностью в виде управления транспортными средствами на 2 года.

   Небольшая  практика рассмотрения  уголовных  дел по  новой статье  показала, что административные наказания  «синим» водителям   не отрезвили  голову, надеемся  уголовные наказания  заставят их в будущем трезвыми  садиться  за  руль.

              Изменения  в  уголовном  законодательстве,  касающиеся  безопасности  дорожного  движения  и  эксплуатации  транспортных  средств  направлены  на  усовершенствование  уголовного  закона,   должны существенно  повлиять  на  состояние  безопасности  дорожного  движения  в  Российской  Федерации.  "Мы делаем следующий шаг в ужесточение наказания за управление автотранспортом в нетрезвом виде, и теперь связанные с этим наказания будут достаточно суровы". (Вице-спикер Госдумы от фракции "Единая Россия" Олег Морозов).

           А водители должны помнить, ведь алкоголь  с бензином образуют опасную  смесь и телеграфный столб бьет машину  только в порядке самозащиты.

 Мировой судья  судебного участка №1 Переволоцкого района                       Е.Л. Петрикова