Статья 14.2 КоАП РФ. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.

    1. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере торговли. Предметом посягательства являются права и законные интересы государства и его монополия в этой сфере; безопасность жизни и здоровья граждан.

    Федеральным законодательством устанавливаются отдельные виды продукции, свободная реализация которых запрещена или ограничена. К ним, например, относятся федеральные законы от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах",  от 13.12.1996 №150-ФЗ "Об оружии", Указ Президента РФ от 22.02.1992 N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена". В перечень таких видов продукции и отходов производства входят: вооружение, боеприпасы, военная техника, яды, наркотические средства и психотропные вещества, спирт этиловый, взрывчатые вещества, шифровальная техника, рентгеновское оборудование, отходы радиоактивных материалов и др.

    2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. К незаконным действиям относятся:

-   торговля товарами (предметами), изъятыми из гражданского оборота;

-  продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, которым эта продукция принадлежит на незаконных основаниях, или не имеющими специального разрешения (лицензии) на ее реализацию;

-  продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, имеющими специальное разрешение (лицензию), но с нарушением установленных законодательством требований и порядка реализации этой продукции.

    Правонарушение считается совершенным в момент предложения товара возможному покупателю.  

    Под действие норм данной статьи не подпадают случаи незаконной продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, если административная ответственность за них установлена другими статьями кодекса, например  ст. 14.16, 20.8 КоАП РФ.

    3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

    4. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица.

    5. Протоколы о правонарушениях составляются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ч. 1 ст.28.3 КоАП РФ), органов внутренних дел (полиции) (п.1 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ).

    6. Дела о правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49 КоАП РФ), а при необходимости назначения конфискации - судьями (ч.2 ст.23.1 КоАП РФ).

     Всего за 2015-2016 г.г. мировыми судьями на судебном участке №1  Переволоцкого района было рассмотрено 29 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.2  КоАП РФ. 

  • Дата        Всего рассмотрено   Возвращено   Прекращено  Подвергнуто административному наказанию                 Передано по подсудности
  • 2015 г. 11     11  
  • 2016 г.  18   1 16 1

       Из числа лиц, подвергнутых наказанию по ст. 14.2 КоАП РФ назначено  наказание в виде  административного штрафа  – 27 лицам.

       Сумма штрафа, назначенная в качестве наказания, составила 41 000 рублей, при этом максимальной суммой административного штрафа,   была 2000 рублей (дело №5-222/2016 в отношении  К., по ст. 14.2 КоАП РФ), а минимальной -1500 рублей.

       При назначении наказания в виде штрафа мировым судьей учитывались характер совершенного правонарушения, личность виновных, имущественное положение лиц, привлекаемых к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.  Так, обстоятельством, отягчающим    административную ответственность по делу №5-222/2016 суд признал, повторное совершение однородного административного правонарушения.

      10 административных штрафов на сумму 15 500 рублей были уплачены добровольно, остальные 17 направлены в территориальные органы Федеральной службы судебных приставов РФ в срок, предусмотренный  ч.5 ст.32.2 КоАП РФ.

     Во всех рассмотренных делах об административных правонарушениях    назначено наказание в виде административного штрафа, предусмотренном санкцией статьи 14.2 КоАП РФ с  конфискацией либо без  конфискации   спиртосодержащей продукции. Судьба изъятой спиртосодержащей продукции  решалась в соответствии со ст. 26.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

  • Дата

     Подвергнуто административному наказанию

    Конфикация спиртосодержащей продукции

    Без конфискации   спиртосодержащей продукции

  • 2015 год

     11

    2

    9

  • 2016 год

    16

    2

    14

         Из 29 рассмотренных дел за 2015-2016 г.г. было обжаловано одно постановление вступившие в законную силу  (дело №5-162\16 в отношении Ф.,  по  ст. 14.2 КоАП РФ). Постановление  мирового судьи отменено в связи  с нарушением правил подведомственности.    

         Согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.2  КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

         Согласно правовому подходу, сформулированному в подп. «в» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации  от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что  уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.

        По смыслу ч.2 ст. 23.1 КоАП РФ возможность отнесения к компетенции суда рассмотрения дел об административных правонарушениях, перечисленных в данной норме, поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующего административного органа или должностных лиц.

        Таким образом, положение абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ устанавливает правила подсудности дел, переданных уполномоченным органом (должностным лицом) в суд.

        Исходя из изложенного, поименованные в ч. 2 ст. 23.49 КоАП РФ, должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.2 КоАП РФ. При этом передача таких дел на рассмотрение судье зависит от необходимости применения более строгой меры наказания, назначение которой отнесено к исключительной компетенции судей.

        При вынесении определения о принятии дела об административном правонарушении в отношении гражданина Ф. к своему производству мировой судья в нарушение требований ст.ст. 29.1 и 29.4 КоАП РФ не принял изложенное выше во внимание и не вынес определение о передаче данного дела на рассмотрение уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области. Следовательно, данное дело  было рассмотрено мировым судьей  с нарушением правил подведомственности. Постановление мирового судьи  и решение судьи Переволоцкого районного суда  по данному делу было отменено.

        В силу ч.1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении года  со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации    об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

        Из материалов дела (№5-483\16 в отношении  Ф.,  по  ст. 14.2   КоАП РФ), следует, что на момент рассмотрения дела  в суде  срок давности привлечения   к административной ответственности, установленный  статьей 14.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по  данному делу в силу положений пункта  6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

       По всем изученным административным делам копии постановлений, в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлекаемым к административной ответственности, либо высылались по почте заказным письмом с уведомлением. Постановления также направлялись в орган, составивший протокол в срок до 3 суток.           

       Представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений на основании   ч.1 ст.29.13 КоАПРФ по делам данной категории не выносились.        

       Проведенный анализ показал, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат рассматрению судьями при условии, что они переданы на рассмотрение  должностным лицом  Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

      Мировой судья                                                                              Е.Л. Петрикова 

      Исп.: С.М. Леонова