В качестве нового вида административного наказания с 01.01.2013г. применяются обязательные работы, введенные  Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ.

Согласно статьи 3.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  обязательные работы могут применяться только в качестве основного административного наказания и заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Обязательные работы назначаются судьей и устанавливаются на срок от 20 до 200 часов, при этом отбываются не более 4 часов в день.

Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении административного наказания в виде обязательных работ применяются с 1 января 2013 года.

Согласно статьи 32.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном федеральным законодательством.

 В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .

За 12 месяцев 2013 года  на судебном участке №1 Переволоцкого района  рассмотрено   835 дел об административных правонарушениях.

    Из них передано по подведомственности  181 дел, прекращено производство по  101 делу ( в т.ч. с вынесением устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ).

Всего подвергнуто наказанию лиц  553 , из них  юридических лица 3,  должностных лиц 50, индивидуальные предприниматели - 4.

Назначены административные наказания в виде предупреждения -11,  наложены административные наказания в виде штрафа 361, административный арест 89, лишение специального права (водительского удостоверения) – 115, обязательные работы-5,  дополнительное наказание в виде конфискации -5.

За 12 месяцев 2014 года  рассмотрено  750  дел об административных правонарушениях, из них передано по подведомственности  141 дело, прекращено производство по  25 делам ( в т.ч. с вынесением устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ).

Всего подвергнуто наказанию лиц  584 , из них  юридических лица 8,  должностных лиц 24, индивидуальные предприниматели – 9, физические лица-543.

Назначены административные наказания в виде предупреждения -9,  наложены административные наказания в виде штрафа 464, административный арест 76, лишение специального права (водительского удостоверения) – 88, обязательные работы-33  .

   За 9 месяцев 2015 года  рассмотрено  417 дел об административных правонарушениях,  из них,  передано в связи с ходатайствами лиц привлеченных к административной ответственности на рассмотрение по месту жительства   26 дел,  прекращено производство по  4 делам .

  Всего подвергнуто наказанию лиц -387, в т.ч. вынесено постановлений о взыскании административного штрафа- в отношении 290 лиц,   административный арест-61 , обязательные работы – 30 лиц.

   Мировым судьей судебного участка №1 Переволоцкого района Оренбургской области за анализируемый период было назначено наказание в виде обязательных работ за совершение следующих правонарушений:

  • 2013г.

    2014г.

    9 мес. 2015г.

  • ч.1 20.25 КоАП РФ

    3

    30

    24

  • ч.2 ст.12.7 КоАП РФ

    2

    3

  • ч.3 ст.19.24 КоАР РФ

    6

  • Всего

    5

    33

    30

  Так на гражданку С. за совершение административного правонарушения по ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (появление в общественных местах в состоянии опьянения), был наложен административный штраф в сумме 100 рублей, который не был ею оплачен в установленный законом срок(60 дней), в связи с чем она была привлечена к административной ответственности за неуплату штрафа. При назначении наказания мировой судья учел затруднительное материальное положение неработающей С. и назначил ей наказание в виде 20 часов обязательных работ.

   По другому делу гражданину К. за совершение административного правонарушения по ч.1 ст. 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре), был наложен административный штраф в сумме 1000 рублей, который не был им оплачен в установленный законом срок(60 дней), в связи с чем он был привлечен к административной ответственности за неуплату штрафа. При назначении наказания мировой судья также учел затруднительное материальное положение неработающего К. и назначил ему наказание в виде 20 часов обязательных работ.

   Переволоцкий районный отдел судебных приставов возбудил исполнительное производство в отношении данных граждан и обязал организации МО Переволоцкого поссовета принять указанных граждан на работу для отбывания наказания в виде обязательных работ.

   Выводы : Введение в действие закона о назначении в качестве нового вида административного наказания обязательных работ в настоящее время очень своевременно, является альтернативой массовому применению административных штрафов , т.к. подавляющее большинство составов административных правонарушений, закрепленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривают в виде санкции административный штраф. Анализ исполнения административного наказания в виде административного штрафа позволяет судить о неблагополучной ситуации в этой сфере, сложившейся в настоящее время.  Так как административный арест ( согласно ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, то судья вынужден применять в отношении неплательщика административного штрафа санкцию в виде двойного размера неуплаченного штрафа, от исполнения которого нарушитель также уклоняется. Значительное количество граждан, не имеющих постоянного дохода, а также собственности, на которые можно обратить взыскание административного штрафа,  в такой ситуации фактически остаются безнаказанными. Такая ситуация приводит к отрицательным последствиям, поскольку не достигаются цели административного наказания,  не реализуется принцип неотвратимости ответственности.  Такое положение может изменить Федеральный закон от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который ввел в КоАП РФ новый вид административного наказания - обязательные работы.

Мировой судья                                                             Е.Л.Петрикова

Исп. Акиньшина Т.В.