В качестве нового вида административного наказания с 01.01.2013г. применяются обязательные работы, введенные Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ.
Согласно статьи 3.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обязательные работы могут применяться только в качестве основного административного наказания и заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.
Обязательные работы назначаются судьей и устанавливаются на срок от 20 до 200 часов, при этом отбываются не более 4 часов в день.
Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
Положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении административного наказания в виде обязательных работ применяются с 1 января 2013 года.
Согласно статьи 32.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном федеральным законодательством.
В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .
За 12 месяцев 2013 года на судебном участке №1 Переволоцкого района рассмотрено 835 дел об административных правонарушениях.
Из них передано по подведомственности 181 дел, прекращено производство по 101 делу ( в т.ч. с вынесением устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ).
Всего подвергнуто наказанию лиц 553 , из них юридических лица 3, должностных лиц 50, индивидуальные предприниматели - 4.
Назначены административные наказания в виде предупреждения -11, наложены административные наказания в виде штрафа 361, административный арест 89, лишение специального права (водительского удостоверения) – 115, обязательные работы-5, дополнительное наказание в виде конфискации -5.
За 12 месяцев 2014 года рассмотрено 750 дел об административных правонарушениях, из них передано по подведомственности 141 дело, прекращено производство по 25 делам ( в т.ч. с вынесением устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ).
Всего подвергнуто наказанию лиц 584 , из них юридических лица 8, должностных лиц 24, индивидуальные предприниматели – 9, физические лица-543.
Назначены административные наказания в виде предупреждения -9, наложены административные наказания в виде штрафа 464, административный арест 76, лишение специального права (водительского удостоверения) – 88, обязательные работы-33 .
За 9 месяцев 2015 года рассмотрено 417 дел об административных правонарушениях, из них, передано в связи с ходатайствами лиц привлеченных к административной ответственности на рассмотрение по месту жительства 26 дел, прекращено производство по 4 делам .
Всего подвергнуто наказанию лиц -387, в т.ч. вынесено постановлений о взыскании административного штрафа- в отношении 290 лиц, административный арест-61 , обязательные работы – 30 лиц.
Мировым судьей судебного участка №1 Переволоцкого района Оренбургской области за анализируемый период было назначено наказание в виде обязательных работ за совершение следующих правонарушений:
2013г.
2014г.
9 мес. 2015г.
ч.1 20.25 КоАП РФ
3
30
24
ч.2 ст.12.7 КоАП РФ
2
3
ч.3 ст.19.24 КоАР РФ
6
Всего
5
33
30
Так на гражданку С. за совершение административного правонарушения по ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (появление в общественных местах в состоянии опьянения), был наложен административный штраф в сумме 100 рублей, который не был ею оплачен в установленный законом срок(60 дней), в связи с чем она была привлечена к административной ответственности за неуплату штрафа. При назначении наказания мировой судья учел затруднительное материальное положение неработающей С. и назначил ей наказание в виде 20 часов обязательных работ.
По другому делу гражданину К. за совершение административного правонарушения по ч.1 ст. 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре), был наложен административный штраф в сумме 1000 рублей, который не был им оплачен в установленный законом срок(60 дней), в связи с чем он был привлечен к административной ответственности за неуплату штрафа. При назначении наказания мировой судья также учел затруднительное материальное положение неработающего К. и назначил ему наказание в виде 20 часов обязательных работ.
Переволоцкий районный отдел судебных приставов возбудил исполнительное производство в отношении данных граждан и обязал организации МО Переволоцкого поссовета принять указанных граждан на работу для отбывания наказания в виде обязательных работ.
Выводы : Введение в действие закона о назначении в качестве нового вида административного наказания обязательных работ в настоящее время очень своевременно, является альтернативой массовому применению административных штрафов , т.к. подавляющее большинство составов административных правонарушений, закрепленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривают в виде санкции административный штраф. Анализ исполнения административного наказания в виде административного штрафа позволяет судить о неблагополучной ситуации в этой сфере, сложившейся в настоящее время. Так как административный арест ( согласно ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, то судья вынужден применять в отношении неплательщика административного штрафа санкцию в виде двойного размера неуплаченного штрафа, от исполнения которого нарушитель также уклоняется. Значительное количество граждан, не имеющих постоянного дохода, а также собственности, на которые можно обратить взыскание административного штрафа, в такой ситуации фактически остаются безнаказанными. Такая ситуация приводит к отрицательным последствиям, поскольку не достигаются цели административного наказания, не реализуется принцип неотвратимости ответственности. Такое положение может изменить Федеральный закон от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который ввел в КоАП РФ новый вид административного наказания - обязательные работы.
Мировой судья Е.Л.Петрикова
Исп. Акиньшина Т.В.